Таганрогский технологический техникум питания и торговли 

дистанционное обучение

Организация и технология обслуживания в общественном питании

 

Раздел 3. Виды помещений для потребателей, их характепристика

 Виды помещений для потребителей, их характеристика

 

К помещениям для обслуживания потребителей на предприятиях общественного питания относятся вестибюль, гардероб, туалетные комнаты, аванзал, обеденный и банкетный залы.

Вестибюль – помещение, с которого начинается обслуживание потребителей. Площадь вестибюля зависит от числа мест в зале. В нем располагаются гардероб и туалетные комнаты. Обставляется вестибюль мягкой мебелью, журнальными столиками, банкетками, напольными пепельницами, зеркалами. Желательно устанавливать телефоны-автоматы и автомат для чистки обуви. В вестибюле может быть организована торговля печатными изданиями, сувенирами, цветами, табачными изделиями и выделяется место для гардероба.

Гардероб может быть оборудован секционными вешалками на кронштейнах, специальными шкафами с кодовыми замками, код которых набирает сам потребитель, или шкафами с индивидуальными ключами, которые хранятся у потребителя. Выбор оборудования гардероба зависит от числа мест в зале, площади, отведенной под гардероб, и личных требований владельца. Если в гардеробе имеется гардеробная стойка, то с внутренней стороны в ней оборудуются ячейки для хранения обуви и ручной клади.

Туалетные комнаты располагаются рядом с входом в зал, в ресторанах класса люкс и высшего класса рядом с туалетными комнатами находятся курительные комнаты. Туалетные комнаты должны быть оснащены раковинами для мытья рук с подводкой холодной и горячей воды, дозаторами жидкого мыла, туалетной бумагой и салфетками для рук. В них устанавливают электрополотенца и зеркала. Свежесть воздуха регулируется с помощью озонаторов или автоматических освежителей воздуха.

Аванзал – помещение, предназначенное для встречи и ожидания гостей, приглашенных на банкет. Его располагают перед банкетным залом. Аванзал оснащают мягкой мебелью, журнальными столиками, декоративными элементами. Интерьер аванзала должен быть органично связан с интерьером вестибюля и зала.

Обеденный и банкетный залы предназначены для обслуживания потребителей за столом и являются основными помещениями ресторана. Они должны быть удобны и красивы. Архитектурныйстиль и декоративные элементы залов должны оказывать благоприятное психологическое воздействие на потребителя и располагать к отдыху.

Комфортные условия создают соответствующие температура воздуха, освещение, вентиляция, акустика, сервировка стола, живые цветы и музыка.

Наиболее комфортными в зале считаются температура воздуха 18-20?С и относительная влажность 60-65 %. Необходимую температуру поддерживают с помощью кондиционеров, которые одновременно «следят» и за влажностью воздуха. В зале не должно быть сквозняков, не должен поступать воздух из производственных цехов, особенно из горячего. Очень важно, чтобы вентиляция была правильно рассчитана и устроена (лучше располагать вентиляционные устройства на потолке).

Освещение – важный элемент, определяющий психологическое состояние человека. В залах должно быть комбинированное освещение: естественное и искусственное. Коэффициент освещенности от естественного освещения не должен быть меньше 1:6.

Для искусственного освещения лучше использовать так называемое общее освещение – светильники, расположенные под потолком, и местное освещение – светильники для отдельных участков зала, столиков, барной стойки. Наиболее удачным является одновременное использование того и другого освещения.

Залы предназначены не только для обслуживания потребителей, они являются и рабочим местом официанта, поэтому должны быть созданы условия, при которых официанту было бы удобно работать, а следовательно, быстро и культурно обслуживать. Одним из обязательных условий является удобное сообщение зала с производственными и вспомогательными помещениями.

 

Сервис-бар

 

В ресторанах организуется специальный буфет, в котором отпускают винно-водочные изделия, пиво, алкогольные и безалкогольные напитки, фрукты, кондитерские и табачные изделия. Здесь же готовят и отпускают горячие напитки – чай, кофе, шоколад. Такой буфет называется сервис-баром. Продукцию сервис-бара получают официанты в соответствии с заказом потребителя.

Сервис-бар должен располагаться рядом с залом ресторана и иметь выход в раздаточную. Часто роль сервис-бара играет барная стойка в зале ресторана, которая вписывается в его интерьер. Сервис-бар состоит из двух помещений. Основное предназначено для отпуска продукции, подсобное – для хранения товара. В основном помещении устанавливают прилавок-стойку и охлаждаемую витрину. На прилавке-стойке размещают циферблатные электронные весы, кофеварку с кофемолкой, настольную электроплиту. Обязательно необходимо иметь мерную посуду для отпуска напитков. В охлаждаемой витрине выставляются фрукты, кондитерские изделия, напитки.

В подсобном помещении устанавливаются раковина с подводкой холодной и горячей воды, холодильные шкафы, стеллажи, подтоварники для хранения продуктов.

Для нарезания, отпуска и хранения хлеба в ресторанах существует специальное помещение. В нем устанавливают шкафы с полками для раздельного хранения пшеничного и ржаного хлеба, машину-хлеборезку, производственный стол, весы, тостер для приготовления тостов. Хлеб отпускают на пирожковых тарелках. Для отпуска хлеба применяют щипцы, двухрожковые вилки. Для сбора крошек используют щетку-сметку, совок для крошек.

 

Сервизная

 

К вспомогательным помещениям в ресторане относится сервизная. Она предназначена для хранения и выдачи официантам столовой посуды из фарфора, металла, стекла, столовых приборов. Помещение сервизной должно находиться рядом с моечной столовой посуды. Это обеспечивает удобство в передаче посуды и приборов, снижает бой посуды. Всервизной должно быть два прилавка-окна для приема использованной посуды и ее отпуска. Основное оборудование сервизной – это шкафы и стеллажи, подвесные полки и прилавок для выдачи посуды.

Посуду размещают в зависимости от материала, из которого она сделана: отдельно фарфоровую, отдельно хрустальную» и т.д. Приборы хранят в ящиках с отделениями для ложек, вилок, ножей. Всю посуду с ручками размещают ручками наружу, чтобы ее легко было брать. Всервизной должно быть достаточно места для размещения трех, четырех комплектов посуды и приборов на одно место. Такое число объясняется тем, что два комплекта находятся в раздаточной и в зале, третий – в моечной. Только при том условии возможно нормальное обслуживание потребителей в зале. На практике потребность в посуде определяется посещаемостью ресторана (т.е. частотой использования места за столом в один час).

Посуда из сервизной отпускается бригадиру официантов под отчет. В некоторых ресторанах необходимая фарфоровая и металлическая посуда ставится на прилавок для выдачи посуды,и официанты получают ее без оформления. Оформляется выдача только хрустальной посуды и приборов. За всю посуду и приборы находящиеся в сервизной, несут ответственность работники сервиз ной, за посуду, находящуюся в зале, – официанты, за находящуюся в санитарной обработке – работники моечной столовой посуды. При бое, ломе, утрате посуды и приборов составляется акт по типовой форме № 74 для предприятий общественного питания с обслуживанием официантами.

 

Моечная столовой посуды

 

Моечная столовой посуды предназначена для мытья столовой посуды и приборов. Ее располагают рядом с залом, раздаточной и сервизной. Такое расположение ритмично обеспечивает официантов чистой посудой.

Оборудование моечной располагают в соответствии с процессом мытья посуды. Для мытья посуды вручную используют трехсекционные ванны, для автоматической мойки – посудомоечные машины. Вмоечной стоят столы, стеллажи, шкафы для храпения посуды, сушильные шкафы.

Грязная посуда поступает на прилавок передаточного окна, откуда попадает на специальный стол для сбора отходов, здесь посуда с помощью деревянных лопаток освобождается от остатков пищи, которая через специальное отверстие в стол с сбрасывается в подставленную тару, и передают посуду на следующий стол, где ее сортируют по видам. Далее посуду моют вручную или механическим способом. Для уменьшения боя посуды прилавок и стол обивают специальным материалом.

При мытье вручную используются трехсекционные ванны. В первой секции посуда моется с добавлением моющих средств в воде температурой 50°С. Во второй ванне посуда дезинфицируется слабым раствором (0,2%) хлорной извести или хлорамина при 50°С. Дезинфицировать посуду можно и после окончания мытья. В данном случае в ванну добавляют в 2 раза меньше моющих средств.В третьей ванне посуду в специальных сетках-корзинах ополаскивают горячей водой (65°С). Вымытую посуду укладывают па решетчатые полки или стеллажи для просушивания.

Машинное мытье производится в трех отделениях с разными температурными режимами воды: в первом посуда ополаскивается и обезжиривается с использованием моющих средств при температуре воды 45°С, во второй моется и дезинфицируется при температуре 50°С, в третьей ополаскивается водой при темпера туре 90°С и стерилизуется. Вымытую посуду укладывают на стеллажи для просушивания.

Особого внимания требует мельхиоровая посуда. Ее моют вручную мягкими щетками с мылом, темные пятна с поверхности удаляют раствором пищевой соды, ополаскивают горячей воюй (65 °С) и протирают полотенцем. При мытье мельхиоровой посуды необходимо следить за тем, чтобы предметы не ударялись друг о друга.

Стеклянную посуду моют вручную в двухсекционных вампах. На дно ванн подстилают резиновые прокладки, чтобы избежать боя посуды. В первой ванне моют горячей водой при температуре 50°С с добавлением моечных средств. Во второй ванне ополаскивают проточной водой, температура которой не должна быть ниже 65°С.

Хрусталь моют только вручную и холодной водой.

Столовые приборы моют так же, как и стеклянную посуду, в двухсекционных ваннах. После мытья их опускаю в сетках-корзинах в кипящую воду для стерилизации и затем прокаливают в жарочных шкафах в течение 10 мин.

Подносы, которыми пользуются официанты, после каждого использования протирают чистыми салфетками, а в конце рабочего дня моют горячей водой с моющими средствами, ополаскивают и высушивают.

Чистую столовую посуду хранят в закрытых шкафах, столовые приборы – в специальных ящиках-кассетах.

 

Оборудование обеденного и банкетного залов

 

К оборудованию залов относятся столы, кресла и стулья, столы для официантов, серванты, тележки для приготовления блюд в присутствии гостей. Мебель должна соответствовать интерьеру зала, быть эстетичной, удобной, прочной и гигиеничной.

Основа мебели в зале – это столы. Они могут быть квадратными, прямоугольными, круглыми и овальными. Наиболее востребованы квадратные и прямоугольные столы 2-, 4- и 6-местные, так как они могут быть использованы также и на банкетах.

Столешницы столов изготавливают из различных материалов, но покрытие их должно быть прочным и предохранять столешницу от царапин и прожогов. В ресторанах и кафе в стиле модерн или хайтек используются стеклянные столешницы. Они эффектны и не требуют скатерти, выдерживают большую массу и удары.

Размеры ресторанных столов превышают размеры обеденных столов для других типов предприятий общественного питания, что связано с более полной сервировкой столов. Размеры столов представлены в табл. 3.1.

К ресторанным столам относятся банкетные и фуршетные столы.

Банкетные столы выше и шире обеденных, так как на банкетах применяется более сложная сервировка. Высота банкетных столов составляет 76-78 см, ширина – 120-150 см.

Таблица 3.1

Размеры ресторанных столов, см

 

Ширина
стола

Длина стола

Высота
стола

2-местный

4-местный

6-местный

Квадратный

прямоугольный

80

62,5

80

120

187,5

74-75

85

65

85

130

195

74-75

90

70

90

140

210

74-75

Примечание.

Круглые ресторанные столы имеют высоту 74-75 см и диаметр 70-80, 90-110, 130 см.

Общая длина банкетного стола определяется, исходя из нормы от 75-80 до 100 см на одного человека. Составляются такие столы из квадратных или прямоугольных столов.

Фуршетные столы выше банкетных (105-110 см), так как они предназначены для обслуживания потребителей на приемах, где едят и пьют стоя. Ширина стола 120-150 см.

      Подсобные столы (сервировочные) предназначены для официантов. Их устанавливают или около серванта, или вплотную к обеденному столу, поэтому размеры стола должны соответствовать ширине и высоте обеденного, т.е. 85-90 см – длина 74-75 см – высота, 60 см – ширина. На подсобном столе официант порционирует блюда, откупоривает бутылки. Столы можно использовать для сбора посуды и приборов.

Подсобные (сервировочные) столы могут быть стационарными и передвижными. К передвижным столам относятся: стол для приготовления блюд в присутствии потребителя – «фламбешница» – тележка с газовыми горелками; стол с охлаждаемым устройством для приготовления салатов; стол для подачи сыров и кондитерских изделий; стол для порционирования блюд.

Для сидения используют стулья и кресла. Основное требование к ним – удобство потребителя. Кресла более удобны, чем стулья, так как сиденья их шире и глубже, у них есть подлокотники. И кресла, и стулья должны быть прочными, иметь мягкие спинки и сиденья из износоустойчивых материалов. Для того чтобы не затруднять работу официантов при сервировке и обслуживании, желательно, чтобы высота спинки стула или кресла не превышала 100 см.

 

К новым видам мебели для сидения относятся модульные диваны, которые можно компоновать по желанию.

Серванты  предназначены для хранения небольшого запаса посуды, приборов, столового белья, необходимых официанту во время обслуживания потребителей. Верхняя часть серванта используется как подсобный (сервировочный) стол. В средней и нижней частях серванта есть выдвижные ящики для хранения запаса столовых приборов по видам, бумажных салфеток и т. п. В нижней части на полках с закрываемыми дверцами раздельно хранят чистое и использованное столовое белье, небольшой запас столовой посуды.

В последнее время в залах ресторанов, особенно высшего класса, появилось холодильное оборудование – витрины, в которых выставлены салаты, десерты, мороженое; шкафы для хранения и показа вина (винотеки) с прозрачными или тонированными стеклянными дверьми, иногда с эффектной подсветкой.

 

Перейти к изучению темы 4 

 

Дата последнего обновления страницы 08.06.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения